Арт-терапия
преимущества
арт-терапии
Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. 
Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1940 г.

Арт-терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями
Центральной фигурой в процессе выступает не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию 
и расширению диапазона своих возможностей.

В рамках арт-терапии выделяют отдельные направления, основанные на применении различных видов творчества в качестве основной методики: изотерапия (рисуночная терапия), фототерапия (фотография), лепка, песочная терапия, куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия 
и мн.др.
арт-терапия
Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. 
Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1940 г.

Арт-терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями
Центральной фигурой в процессе выступает не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию 
и расширению диапазона своих возможностей.

В рамках арт-терапии выделяют отдельные направления, основанные на применении различных видов творчества в качестве основной методики: изотерапия (рисуночная терапия), фототерапия (фотография), лепка, песочная терапия, куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия 
и мн.др.
виды арт-терапии
терапия цветом и формой
Изотерапия
Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребёнка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, 
и рисунок позволяет иллюзорно реализовать это желание.
Из всех способов арт-терапии, изотерапия имеет самый широкий спектр показаний:
  • Искажённая самооценка;
  • Низкая степень самопринятия;
  • Негативный образ «Я»;
  • Стрессовые состояния;
  • Неудовлетворённость семейной ситуацией;
  • Трудности эмоционального развития (у взрослых и у детей);
  • Агрессивность (детская и взрослая);
  • Страхи (у людей любого возраста);
  • Импульсивность;
  • Повышенный уровень тревожности;
  • Депрессия;
  • Чувства эмоционального отвержения;
  • Одиночество;
  • Враждебность к окружающим;
  • Неадекватное поведение;
  • Ревность;
  • Нарушение отношений с близкими людьми;
  • Конфликты в межличностных отношениях;
  • Нарушенная адаптация;
  • Аутизм (возможность доступа к переживаниям такого ребёнка);
  • Работа с людьми, подвергшимися насилию;
Позитивные моменты изотерапии:
  • Позволяет выявить проблемы или фантазии, которые в силу каких-либо причин трудно обсудить вербально;
  • Работа над рисунком — самый безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций;
  • Рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля;
  • Снижение гиперактивности;
  • Изотерпия создаёт условия для работы со зрительными и кинестетическими ощущениями;
  • Способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению;
  • Понижает уровень утомления, связанный с обучением в школе;
  • Создаётся атмосфера взаимного принятия;
  • Происходит самораскрытие человека через спонтанное творчество;
  • Активно протекает процесс самоанализа;
  • В процессе работы улучшаются межличностные отношения участников изотерапии.
Это может быть:
  • Сказка-предупреждение — в случае, если ребенок не слушается взрослых и делает все по-своему;
  • Сказка-прививка применяется в случае, когда ребенку нужно выработать иммунитет. Например: ребенок идет в школу и ему страшно, первая самостоятельная поездка в детский летний лагерь, боязнь темноты и др;
  • Сказка-поучение идеальна, если ребенка требуется чему-либо научить;

Сказки работают с проблемами:
  • Гиперактивности детей;
  • Детской и взрослой агрессии;
  • Расстройства поведения с физическими проявлениями;
  • Внутрисемейных отношений в случаях: развода родителей, появления нового члена семьи. В случае, когда ребенок считает, что в другой семье ему будет лучше;
  • При утрате значимых людей или любимых животных;
Основные методы сказкотерапии:
  • «Рассказывание сказки» — Любое рассказывание сказки уже благотворно само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом;
  • «Сочинение сказки» — Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем;
  • «Рисование сказки» — После того, как сказка рассказана, она должна быть нарисована, слеплена или выполнена в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все чувства и мысли, которые его волнуют, освобождаясь тем самым от негативных эмоций, тревог, страхов;
  • «Постановка сказки» — Метод позволяет с помощью определенных сказок и кукол проводить психодиагностику проблем ребенка. Беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителей. Диагностический эффект в процессе рассказывания и постановки сказки достигается за счет того, что ребенок может идентифицировать себя с персонажем сказки;
  • «Сказка на песке» — Одним из интереснейших направлений сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как вопросы психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использоваться не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Сказка на песке является универсальным способом психологической работы с разными возрастными группами. Программа позволяет решать задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др;
Лечение сказкой
Сказкотерапия
Естественный и бережный метод работы с участником программы. Он позволяет проработать психологические напряжения, психоэмоциональные проблемы с помощью сказки.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит. Работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

При работе с детьми, в целях психокоррекции могут применяться разные сказки, существующие уже или авторские, написанные психологом для конкретного ребенка, с учетом его ситуации и в зависимости от его проблемы.
музыкотерапия
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердцеи оживляет его»
Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых. В отличие от других видов искусства (живописи, скульптуры, поэзии) опосредованных формой, словом, музыка не имеет жёстко закреплённой семантики за своими элементами и непосредственно воздействует на эмоциональную сферу человека.
Различают три основные формы музыкотерапии:
  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что участник в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения;
  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение;
  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы;
Методы музыкотерапии, предполагающие работу со звуком и ритмом, опираются на естественный психофизиологический потенциал человека и наилучшим образом соответствуют задачам психологического сопровождения взрослых и детей, как здоровых, так и имеющих проблемы в развитии и социализации. Сформировав необходимые навыки игры на музыкальных инструментах, появляется возможность выражать посредством музыки чувства, научиться различать и описывать их вербально, освоить техники саморегуляции.

Задания, направленные на развитие ритмических способностей (выполняются с помощью звучащих жестов, ударных музыкальных инструментов и движений тела) совершенствуют общую и мелкую моторику, развивают координацию. Речевые и вокальные упражнения укрепляют голосовые связки, вырабатывают навыки правильного дыхания, улучшают артикуляцию и качество речи.

Музицирование вызывает у человека положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.
На протяжении многих столетий музыку считали «звуковой аналогией нашей эмоциональной жизни», сравнивая её движения, её crescendo (увеличение звука) и diminuendo (уменьшение звука), accelerando (ускорение) и ritardando (замедление) с переживаниями человека. На этом сходстве и основана музыкотерапия, успешно применяемая для развития способности понимать себя, свои чувства, потребности и решения широкого круга проблем, связанных с эмоциональной сферой (агрессия, страх, тревога и т. д.).
Живой песок
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Естественные материалы, используемые в процессе работы, позволяют ощутить связь с природой.

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придаёт работе определённый вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений.

Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объёмных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики.

При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребёнок ещё не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным. Терапевтический метод был разработан для работы с детьми, но в дальнейшем стал использоваться и в работе со взрослыми.
свяжитесь с нами
Контакты
Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, 8б, корп. 1, 2 этаж
Администратор:
Лапина Елизавета Владимировна
WhatsApp
Telegram
Made on
Tilda